Впервые бухта Ванина появилась на российских картах в 1876 году. Названа она в честь топографа Ванина, описавшего бухту Уй, впоследствии бухта Ванина. Он был членом экспедиции 1874 года, которой руководил Логин Александрович Большев.
Долгое время считалось, что именем бухты мы обязаны военному топографу Василию Климентьевичу Ванину, много лет служившему на востоке России. Об этом писал доктор исторических наук А. И. Алексеев. Большую работу провел Александр Иванович, выясняя биографию и послужной список типографа Василия Климентьевича Ванина.
Однако в 1995 году в журнале «Исток» №5 Клавдия Иванова (Большева) впервые опубликовала рапорт Л.А Большева об итогах экспедиции 1874 года, написанный на имя начальника штаба Восточно-Сибирского округа. В конце документа Большев перечисляет участников экспедиции, где под двенадцатым номером значится топограф унтер-офицерского звания Иаким Клементьевич Ванин.
Вот тогда-то перед краеведами и историками встал вопрос: в честь кого названа бухта и, как следствие, порт, поселок, район?.. Выяснилось, что у Василия Ванина был младший брат и тоже топограф.
Василий и Иоаким
Иоаким Климентьевич Ванин из воспитанников Санкт-Петербургской военно-чертежной школы. С июля 1868 года служил в военно-топографическом отделе Восточно-Сибирского военного округа в унтер-офицерском звании. Командировался на топографическую съемку Южно-Уссурийского края. Состоял в экспедиции, которая исследовала береговую полосу Японского моря и Татарского пролива. Василий Ванин в это время находился на топографических работах в Забайкальском крае.
Из письма доктора исторических наук А.И. Алексеева директору музея порта Ванино А.Х. Колмаковой от 5 сентября 1986 года, хранящегося в фонде Ванинского краеведческого музея:
«Уважаемая Александра Харитоновна! Извините за то, что приглашаю Вас к очень щекотливому разговору. Видите ли, я ошибся. Ошибся не в том, что неправильно вел исследования, а в том, что никогда не мог такого даже предположить. Оказалось, что бухта Ванина названа так не в честь Василия Климентьевича Ванина, а в честь его родного брата Иоакима (Акима) Климентьевича Ванина, концы которого разыскиваем сейчас в Омске. Перепутать было легко, но все равно мне старому зубру стыдно. Иоаким младше Василия на два года, тоже топограф, также служил в Восточной Сибири. Пути братьев иногда расходились далеко, даже в Китай уезжал наш Ванин, иногда сходились совсем близко. Но что делать… Одним словом, будьте в своих выступлениях перед посетителями отныне во всеоружии».
Имя топографа, описавшего бухту Уй, впоследствии переименованную в бухту Ванина, определилось. А с отчеством опять путаница…
Не щадя живота своего
В книге «Военные топографы Русской армии» в разделе в алфавитном указателе значатся: Ванин Василий Клементьевич, Ванин Иоаким Клементьевич. И во многих источниках топографы Ванины значатся как Клеменьевичи.
В своих поисках мы обратились к имени отца братьев отставному унтер-офицеру. По церковному календарю (святцам) есть имя Климент (Клим, Климентий) - милостивый, снисходительный (лат.) Имя Клемент чаще использовалось в разговорной речи.
Из сведений Российского государственного военно-исторического архива, имеющихся в фонде Ванинского районного краеведческого музея, выяснилось, что оба брата дали имена своим сыновьям в честь отца. Климентий Васильевич Ванин родился 27 сентября 1877 года, а Климентий Иоакимович Ванин был рожден 25 августа 1881 года.
Благодаря поисковой работе о судьбе двоюродных братьев Климентиев Ваниных, была найдена следующая информация. Климентий Иоакимович Ванин обучался в Сибирском кадетском корпусе, участвовал в Первой мировой войне, был ранен.
Из газеты «Русское слово» за 9 апреля 1915 года: «Больные и раненые офицеры, прибывшие в Лазарет Большого Екатерининскаго дворца, в Царском Селе: Шт.-кап. Ванин Климентий Иоакимович. Подпоруч. Жабокрицкий Борис Васильевич».
С началом Первой мировой войны на территории Царского Села и его окрестностей был организован Особый эвакуационный пункт. При Дворцовом госпитале императрица Александра Федоровна устроила Собственный лазарет №3. Императрице помогали великие княжны.
Из дневника великой княжны Татьяны Николаевны: «Утром урок. Поехала в лазарет. Перевязала Емельянова, Сергеева, Тузникова, Новикова, Вартанова, Эберта, Хирьякова. Поехала в 11 часов домой за сестрами, и мы поехали на станцию встретить Папу. Посидели немножко дома и опять в лазарет. Перевязала: Меркулова, Дорошенко, Наумкина, Кела, Климанского, Ванина…»
О Климентие Васильевиче Ванине были найдены сведенья в летописи событий русско-японской войны 1904-1905 годов.
«Всеподданнейшая телеграмма генерал-адъютанта Куропаткина
25-го января наши разъезды на правом берегу Хуньхэ устроили засаду японскому разъезду. Два японца захвачены в плен.
В ночь на 27 января охотники сбили противника с недавно занятой ими сопки в 3-х верстах к юго-востоку от селения Тунгоу. Об изложенном доношу Вашему Императорскому Величеству.
Список г.г. офицерам, раненым и убитым в делах с японцами.
В стрелковых частях:
В списке раненых - Подпоручик Климент Васильевич Ванин…»
Заканчивая тему правильного написания отчества братьев топографов Ваниных, обращаемся к фотокопиям документов «Об увольнении от службы Коллежского Советника Ванина на пенсию» из Российского государственного военно-исторического архива, находящимся в фонде Ванинского районного краеведческого музея.
Под своим заявлением об увольнении со службы и награждении следующим чином, мундиром и полным пансионом на имя императора Николая II Василий Климентьевич Ванин собственноручно ставит свою подпись - «… прошению классный военный топограф Коллежский Советник Василий Климентьевич Ванин руку приложил».
А значит отчество и его родного брата топографа Иоакима Ванина, в честь которого названы бухта и поселок, следует писать «Климентьевич».
Письмо из Канады
Исследования, связанные с именем Иоакима Климентьевича Ванина, продолжаются. К большому сожалению, у нас нет портрета топографа. Правда, фотографии его ближайших родственников в фонде нашего музея теперь есть.
Василий Климентьевич Ванин с детьми. Фото из фонда Ванинского музея.
Сотрудники музея случайно наткнулись в социальных сетях на письмо Наталии Капустянской (Ваниной) из Виннипега - главного города канадской провинции Манитоба.
«Мой прадед Ванин Василий Климентьевич был топографом, исследовал Сибирь. За заслуги перед Россией ему был присвоен генеральский чин и приказом царя он был возведен в дворянство. Жил на станции Пограничная. Хотелось бы найти потомков других ветвей этой семьи…»
Запись была сделана в 2012 году.
Через некоторое время Наталья Капустянская (Ванина) прислала нам письмо. Благодаря переписке с ней фонды нашего музея пополнились материалами, фотографиями старшего брата Иоакима Климентьевича Василия Климентьевича Ванина и его семьи.
Мы узнали и о сыновьях Василия Климентьевича. Климентий стал военным, дослужил до чина подполковника, ушел с армией Колчака. Петр выучился на инженера, жил в Москве у Никитских ворот. Николай тоже работал инженером. Татьяна вышла замуж за учителя, жила в Саратове. Об Ольге почти никаких сведений нет, только фотографии.
Более подробную информацию о своем деде Василии Васильевиче Наталья Капустянская (Ванина) собирает и в скором времени перешлет в наш музей. Надеемся, что через наследников Василия Ванина мы выйдем на прямых родственников Иоакима Климентьевича - топографа, в честь которого названа бухта, порт, поселок, район.
Анна Габдрахманова,
директор Ванинского районного краеведческого музея.
«Приамурские ведомости», 7.11.14
http://debri-dv.com/article/10400/vanino_i_vaniny_v_chest_kogo_nazvana_buhta_i_kak_sledstvie_port_poselok_rayon